У нас собраны самые популярные Русские народные песни, хорошо известные не только родителям, но и их детишкам. Так же в нашем архиве вы можете найти всеми любимые Русские народные сказки. В качестве образовательных целей на сайте размещены полезные публикации о Русских традициях.
Если вы являетесь автором, мы можем разместить ваше произведение на нашем сервере. Для этого необходимо заполнить форму с предложением о сотрудничестве.
Кукла — способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших.
щих рубах, собран на узкую обшивку и укра-
шен зеленой шелковой лентой. Верх рукавов
и манжет отделан полоской красноузорного
ткачества. На кукле характерная орловская
понева из домотканой шерсти с прошвой из
черного и синего сатина, обшитая по подо-
лу красным шерстяным плетеным пояском.
Поверх поневы надет передник с оборкой из
яркого цветастого ситца с крупнораппорт-
ным узором. На голове куклы красуется убор
в виде венца, расшитый галуном, бусами,
блестками, лентами.
Документальность кукольного костюма не
означает, однако, простого подражания под-
линной крестьянской одежде. Напротив,
мастерицы умели сделать такой отбор дета-
лей, выработать такие традиционные при-
емы, которые говорят о создании художест-
венного образа в тряпичной игрушке.
Сегодня покажется странным, что костюм с
куклы не снимался. Неужели наши предки
не могли додуматься до такой простой вещи.
Но они не ставили перед собой этой задачи:
ведь куклу творили как целостную форму.
Это важный принцип: кукла - не ма-
некен для переодевания, а самоценный
образ. Костюм органично участвовал в
пластике игрушки. Его крой был прост и
ио-кукольному выразителен. Поневу для
тряпичной фигурки шили из одного кус
ка ткани, в то время как в женской одежде
она была четырехклинной. С еще большей
свободой костюм декорировали. Расшитые
узором оплечья рубах имитировали одной-
двумя полосками вышивки красным крес-
том. Звучным красочным орнаментальным
пятном украшает куклу передник из ситца
с ярким цветочным узором. А из сложного
головного убора, состоящего из несколь-
ких частей, мастерицы выбирали лишь
самую эффектную деталь - например,
расшитую повязку с шелковой лентой,
венчающей голову красным веером. Про-
порции большеголовых кукол, далекие от на-
туры, делали и кукольный костюм условным,
иносказательным. Он подчинялся природе
самой куклы, существа независимого. При
этом именно костюм всегда определял этни-
чески конкретный тип в кукле, отвечая реа-
лиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла
исполнять роль пожилой женщины, а кукле-
«женке» не дозволялось играть «невесту».
Кукла в праздничном
костюме Русского Севера.
37 см, XIX в. ХПМИ РАО
Сарафан и рубаха сшиты
из малинового штофа.
Твердое очелье кокошника
отделано галуном, мягкое
донце расшито золотными
узорами с мотивом древа
жизни и птицей, украшено
перламутром. Лицо вышито
по предварительному ри-
сунку. Нос выделен объемной
горбинкой. Серьги вставлены
в уши, вышитые черными
бумажными ниша-
ми. Большая голова
и суровое выражение
лица говорят о древ-
них культовых
представлениях
славян, мате-
риализованных
в кукле.
Автор: Галина и Мария ДайнДата публикации: 29-9-2010 Прочитано: 2 раз
Размещенные на сайте произведения, публикуются их авторами и другими пользователями, на основе общедоступных электронных версиях книг, предназначенных для личного ознакомления.
Если вы заметили незаконно размещенный контент и являетесь его автором, просьба сообщить администрации проекта. В этом случае, подобное произведение, будет заблокировано.