У нас собраны самые популярные Русские народные песни, хорошо известные не только родителям, но и их детишкам. Так же в нашем архиве вы можете найти всеми любимые Русские народные сказки. В качестве образовательных целей на сайте размещены полезные публикации о Русских традициях.
Если вы являетесь автором, мы можем разместить ваше произведение на нашем сервере. Для этого необходимо заполнить форму с предложением о сотрудничестве.
Кукла — способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших.
После многолетней консервации и переездов
музея две куклы уцелели, и в 1970-е годы их
снова увидели зрители.
Еще одна кукла того же семейства оказалась
в Ярославле в Историко-художественном му-
зее-заповеднике. Она попала туда в 1971 году
из г. Пошехонье-Володарска. Ранее утонченная
красавица принадлежала сестрам Щербако-
вым, близким родственникам Ганшиных, из-
вестных купцов и владельцев ткацкого произ-
водства из г. Юрьева-Польского.
Куклы из разных музейных коллекций похо-
жи, как близкие родственники. Все одинако-
вой формы и конструкции, почти равновелики;
26-33 сантиметра - около 7 вершков, как раз
в две ладони. Мягкие неплотно набитые фигур-
ки, сшитые из тонкого льняного полотна, с под-
вижными ножками и ручками удивительно
приятно держать в руках, ощущая богатейший
фактурный набор старинных тканей и отделок.
Куколки наряжены в праздничные женские
костюмы. Это подробная имитация традици-
онной одежды, какую носили в XVIII веке бо-
ярыни, знатные горожанки, придворные особы
или даже сама царица. Набивные и шелковые
сарафаны отделаны золотным галуном и узор-
ной тесьмой, рукава рубах из тончайшего льня-
ного батиста украшены тюлевыми оборками
и шелковыми бантами, душегреи собраны на
спине в сборки-фанты по всем правилам. Ко-
кошники, как настоящие, расшиты цветными
стеклами, «сажены жемчугом и деланы кани-
телью» — каждая деталь исполнена с неверо-
ятным тщанием и основательностью. Изощ-
ренная ювелирная работа! Ее нельзя нарушить:
пленительная кукольная одежка ^е снимается,
она и есть сама кукла. Только в этом тряпичные
игрушки и схожи с народной крестьянской
куклой, цельной но форме и образу. В осталь-
ном у них разный культурный статус.
Эти куколки не устаешь рассматривать.
В ушах - сережки из трунцала, на шее - ряды
стеклянных бус, на руках с пальчиками из тря-
пичных трубочек - кольца и браслеты из ка-
нители, на одежде - крохотные пуговички из
цветного стекла, на ножках - туфельки из на-
бивной ткани с цветочным узором... Изыскан-
ную кукольную гармонию замыкают ручки,
трогательно сложенные под грудью и держащие
ширинку - декоративный платочек. Изящные
украшения превращают куколку в драгоцен-
ность. Ее костюмированная красота застыла в
картинной позе, как на портретах XVIII века.
Вероятно, мы уже не узнаем имен тех, кто ра-
ботал над куклами с таким неподражаемым
мастерством и художественным вкусом. Скорее
всего, игрушки исполнены в рукодельных мас-
терских «именитых» людей профессиональны-
ми мастерицами художественного шитья. Тще-
душное безгрудое кукольное тельце, скрытое
под одеждой, деликатный колорит с тонкими
красочными градациями и сама манера изобра-
жения кукольного лица: вышивка глаз с круглым
обводом, гладкий застил волос, рисунок бровей
черной шелковой нитью, сжатые стежками ро-
тики - красноречиво говорят о связи с традици-
ей древнерусского художественного шитья. И с
культурной родовой традицией - тоже!
Обратим внимание на то, что большинство
тряпичных кукол одеты в старинные костюмы
Костромской губернии. Именно гам еще в XVII
веке боярыни носили высокие островерхие голо-
вные уборы, так называемые кики или наклоны.
И оттуда же с костромской земли из местных
бояр вышел царский род Романовых. Разве не
эту родовую память несли и передавали потом-
кам изысканные рукодельные куклы. Они впол-
не могли принадлежать и самим царевнам дома
Романовых. И об этом есть музейная легенда...
Одна чудесная тряпичная куколка из той же
«костромской серии» находилась в Санкт-Пе-
тербурге в Музее Императорского общества
поощрения художеств, основанном в 1870 году.
Музей имел «образцы почти всех художест-
вен но-промышленных производств, начиная
с иконописи». К таким образцам относилась
и кукла, пожертвованная графом Г.С.Строга-
новым. Она экспонировалась в «шкапу № 17»
среди русских головных уборов рядом с кост-
ромскими островерхими кокошниками. Ку-
кольную головку венчала такая же великолепно
убранная костромская кика. Еще интереснее
аннотация к игрушке в музейном каталоге: «21.
Кукла, изображающая боярыню в костромской
Автор: Галина и Мария ДайнДата публикации: 29-9-2010 Прочитано: 2 раз
Размещенные на сайте произведения, публикуются их авторами и другими пользователями, на основе общедоступных электронных версиях книг, предназначенных для личного ознакомления.
Если вы заметили незаконно размещенный контент и являетесь его автором, просьба сообщить администрации проекта. В этом случае, подобное произведение, будет заблокировано.