У нас собраны самые популярные Русские народные песни, хорошо известные не только родителям, но и их детишкам. Так же в нашем архиве вы можете найти всеми любимые Русские народные сказки. В качестве образовательных целей на сайте размещены полезные публикации о Русских традициях.
Если вы являетесь автором, мы можем разместить ваше произведение на нашем сервере. Для этого необходимо заполнить форму с предложением о сотрудничестве.
Кукла — способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших.
ТРЯПИЧНЫЕ куклы ЗНАТНОГО РОДА
В тряпичной кукле всегда органично выражено
ее происхождение. Условные традиционные до-
моделки несут коренные черты породившей их
крестьянской культуры. Кустарные человекопо-
добные куклы, сделанные на продажу, ориен-
тированы уже на другую социальную среду: на
городское простонародье, мещан и обывателей.
Особняком стоят тряпичные куклы, которые
предназначались для детей знати.
Как уже говорилось, куклы и их одежда обыч-
но делались из остатков ткани, новой или но-
шеной. Сохранять лоскутки - признак доброй
домовитости, благоразумной бережливости
хозяйки. Стародавняя русская привычка бе-
речь обрезки тканей происходит совсем не
от бедности. Традиция эта типична не только
для деревни, она до сих пор живет и в городе
в семьях самого разного достатка. Но самое
интересное, что этим занимались и в царских
хоромах.
Известный русский историк Иван Егорович
Забелин (1820-1908) в книге «Домашний быт
русских цариц в XVI и XVII столетиях» в главе
«Царицыны наряды, уборы и одежда» пишет:
«...Сохранность одежд и разных других пред-
метов обнаруживала, с одной стороны, вели-
кую бережливость и, можно сказать, великое
скопидомство, каким отличалось государево
и особенно царицыно хозяйство до последних
мелочей. Последний вершок ткани, остаток
и обрезок сохранялся и шел в дело или в домо-
вом обиходе, или в дар. В расходных царицы-
ных записках часто встречаются отметки, что
тому или другому ее родственнику или служа-
щему лицу выдавались именно вершки тканей,
золотники шелков и т. п.»
29
Из обрезков ткани для царских детей обоего
пола шили лоскутные мячики, а «у царевен
главнейшими и самыми привлекательными
игрушками были куклы - игрушки мирного
домашнего распорядка жизни с подробностя-
ми бытовых женских и, так сказать, семейных
дел». Подтверждением тому служат Описи Ца-
рицыной казны 1630-40-х годов, выдержки из
которых приводит И.Е. Забелин.
«1628 г. Дек. 18, когда царевне Ирине на исхо-
де шел другой год, в ея хоромы было отпущено
на подстилку под потехи и к лавкам на стир-
ки 2 арш. сукна лазоревого. Эти потехи были
куклы. Когда царевне исполнилось два с поло-
виною года, в 1629 г. Окт. 12, к царице-матери
в хоромы было отпущено 14 лоскутов отласов
золотных да бархатных разными цветы, лоску-
ты камки червчатой, тафты лазоревой, шелку
для шитья, а в тех лоскутах и в шолку деланы
царевне потешныя куклы. 19 Октября вдоба-
вок к упомянутому материалу отпущено 2 арш.
киндяку червчатого да лазоревого, да к куклам
же на подстилку 2 арш. сукна лазоревого.
Остаток (3 вершка) отласу по лазоревой зем-
ле травы и опахала золоты - взяла к царевне
Анне Мих. в хоромы княгиня Марья Пропекая
на куклы»
30
.
Кто же шил рукодельные царские куклы. На
этот вопрос тоже можно найти сведения в тру-
де И.Е. Забелина. В Светличной палате работа-
ло более пятидесяти царицыных рукодельниц,
мастериц и учениц шелкового и золотного
шитья. В рукодельных работах своей светлицы
участвовала и сама царица. «Она нередко по
обещанию сама вышивала шелками, золотом
и серебром и низала жемчугом и каменьями
какую-нибудь утварь в домовые свои церкви,
в соборы или в монастыри к особо чтимым
угодникам. Точно так же она сама работала и
некоторые предметы из платья государю и де-
тям, напр., ожерелья или воротники к сороч-
кам и кафтанам, как и самые сорочки, обыкно-
венно вышиваемые шелками и золотом, также
ширинки или платки, полотенца и т. п. Детям
у царицы в хоромах шились даже куклы, для
чего отпускались оттуда нередко лоскутки
и остатки разных дорогих и легких шелковых
и золотых тканей»
4
.
Зачем шили рукодельные куклы в царских
хоромах, если «детские игрушки и разные де-
тские потехи» для царевичей и царевен уже
тогда, в XVI—XVII веках, покупали в Потешном
городском ряду и в лавках у иноземцев. Ответ и
на этот вопрос можно найти у знатока русской
старины И.Е. Забелина. Рукоделие «служило
первым признаком хорошего воспитания и об-
Автор: Галина и Мария ДайнДата публикации: 29-9-2010 Прочитано: 2 раз
Размещенные на сайте произведения, публикуются их авторами и другими пользователями, на основе общедоступных электронных версиях книг, предназначенных для личного ознакомления.
Если вы заметили незаконно размещенный контент и являетесь его автором, просьба сообщить администрации проекта. В этом случае, подобное произведение, будет заблокировано.